В мире 5,29 млрд пользователей мобильных устройств. Смартфон давно перестал быть просто средством связи и превратился в пульт управления жизнью, в том числе управления развлечениями. По результатам исследования, опубликованным Statista, на планете 3,2 млрд геймеров. Разработчики могут достичь успеха, подхватывая тренды и используя лучшие программы для создания мобильных игр.
Какие игры популярны и прибыльны в 2022 году
Мобильные игры уже с 2022 года стали значительно превалировать над традиционными PC-games и играми для консолей по количеству потребителей, согласно данным App Annie. Популярные игры не всегда прибыльны. Например, в 2022 году в связи с пандемией, люди стали массово скачивать игры от скуки. По сравнению с 2022 годом скачивание мобильных игр увеличилось на 45%. Не зная, чем себя занять в режиме самоизоляции, эта часть аудитории в основном играла в hyper casual игры. При снятии пандемийных ограничений люди стали забрасывать мобильные игры и возвращаться к прежним привычным хобби.
Таким образом, мимолётный бум на hyper casual кратковременно обогатил разработчиков, захвативших волну тенденции. Оптимальнее анализировать долгосрочные перспективы, чтобы выявлять более актуальные хиты, в которые будут играть не только в течение нескольких недель пандемии. В качестве прибыльных жанров игр, в которые активно играет широкая аудитория фанатов, сейчас в тренде:
- RPG;
- симуляторы жизни, в том числе adult;
- аркады;
- экшны;
- шутеры;
- гонки;
- хорроры;
- квесты.
По данным портала Androeed, в первую пятёрку из топ-100 2021 года особенно популярных игр сейчас входят Minecraft, Shadow Fight 2, Subway Surfers, Car Parking Multiplayer и Brawl Stars. Sensor Tower по итогам 2022 года выделила 8 особо прибыльных игр, каждая из которых принесла разработчикам более $1 млрд:
- PUBG Mobile;
- Honor of Kings;
- Genshin Impact;
- Roblox;
- Coin Master; .
- Pokémon GO;
- Candy Crush Saga;
- Garena Free Fire.
У вас есть сейчас идея для мобильной игры?
85 голосов
Да Нет
Попробуйте применить принцип «Easy to learn, hard to master»
Это классический совет в геймдизайне: научиться играть должно быть очень просто, но достичь совершенства — крайне сложно, практически невозможно. Это и приковывает к игре. «Этот принцип особенно важен для мобильных free-to-play проектов, потому что у разработчика есть не более 10 минут, чтобы зацепить игрока. Большинство пользователей удалят игру после первой же непонятной ситуации и больше никогда не запустят приложение. Человек сразу должен понять, как играть и в чем цель», — рассказывает Михаил Шагин.
Авторство этого принципа приписывают Нолану Бушнеллу, создателю компании Atari. В оригинале он звучал так: «All the best games are easy to learn and difficult to master. They should reward the first quarter and the hundredth». Нолан Бушнелл сказал это в 1971 году в контексте игровых автоматов Atari. «В те времена игровые автоматы были в новинку, и простота игр была критичной для пользователя. Особого игрового опыта ни у кого не было, и для коммерческого успеха было необходимо, чтобы у игрока были ассоциации из реальной жизни», — объясняет Алексей Рыбаков, руководитель мобильной разработки DataArt.
Прообразом известной игры Atari — Pong — послужил теннис. В ее основу заложены простые физические принципы: угол падения равен углу отражения и подобные. Она позволяла перенести реальный опыт в компьютерную игру, поэтому ее просто было понять начинающему игроку в 1971 году. Но с ускорением мяча при переходе на уровень выше она становилась все сложнее и сложнее (hard to master) и заставляла играть вновь и вновь.
Геймдизайнер Роб Прадо придумал еще одну вариацию принципа: «Easy to learn and almost impossible to master». Алексей Рыбаков объясняет: «Идея в том, что достаточно просто собрать стаф, необходимый для получения нового игрового предмета или уровня. На примере StarCraft — легко отправить все свои войска и разрушить базу. Но по мере продвижения по сюжету у игрока должны появляться новые возможности, предметы, юниты. Все это, плюс взаимодействие с реальными игроками, приведет к тому, что игру можно будет проходить в огромном количестве вариантов. Игрок будет возвращаться к ней многократно».
Этот принцип — не гарантия успеха. Но практически любое решение, которое будет заставлять человека возвращаться в игру, оправдывает себя.
Виды программ и платформ для создания мобильных игр
Программы для создания мобильных игр могут быть платными и бесплатными. Если вы начинающий разработчик, вам скорее всего подойдут конструкторы, где можно собрать вполне приличную и продаваемую 2D-игру, не имея глубинных навыков. Однако если вы опытный девелопер, хотите сгенерировать прорывной продукт и работаете в тандеме с мощной командой — подойдут более продвинутые программы. При выборе программы нужно ориентироваться на структуру игры, стек технологий, компетенции и предпочтения команды, наличие дружелюбного сообщества поддержки. Такое комьюнити даёт дополнительные ресурсы в виде шаблонов, текстур, персонажей, локаций и др.
При разработке мобильных игр важно учитывать как то, насколько игра популярна и востребована, так и поведение пользователей. Более опытные геймеры сразу входят в игру, а новичкам нужны подсказки по геймплею. Кто-то любит играть в дороге или за обедом: такие люди будут часто делать паузы. Важно понимать эти тенденции поведения людей — ведь если пользователю не подойдёт геймплей или он не разберётся, как играть, то он удалит игру, и вы потеряете прибыль.
Основные этапы разработки
Чтобы создать мобильную игру под Android, нужно пройти определенные этапы. Предлагаем вашему вниманию пошаговый план для начинающих:
Идея и план
Идея – самый сложный и ответственный шаг к созданию успешной мобильной игры. Ключ к поиску идеи – придумать что-то новаторское и увлекательное. Идея должна понравиться массовой аудитории.
Распространенный прием – модифицировать существующую идею вместо того, чтобы придумывать новую с нуля. И побольше импровизировать.
Правильное планирование или его отсутствие могут обеспечить успех или провал проекта. Найдите время, чтобы записать идеи, придумать уникальных персонажей, поиграть с разными стилями и подумать о типе игрового процесса, который сделает вашу игру увлекательной. Раскрыть потенциал проекта поможет история: в игровом мире она имеет огромное значение. Чтобы пройти путь до конца, пользователю нужна цель, а для этого понадобится история, какой бы простой та ни была.
Выбор языка и инструментов
Вы можете выбрать любой движок и подход к разработке, в любом случае придется засесть за изучение языка программирования. Отличным началом может стать C#, Kotlin или Java.
Графика
Создание игрового дизайна намного сложнее создания дизайна обычного приложения. Приходится учитывать множество факторов: историю, персонажей и финальный внешний вид. В первую очередь именно дизайн отличает вашу игру от конкурентов, однако обсчет сложных деталей требует вычислительной мощности – нужно соблюдать баланс между хорошей графикой и производительностью, учитывая возможности мобильных устройств под Android. Далеко не у всех пользователей будут крутые флагманы.
Для создания деталей стоит овладеть основами Photoshop и/или GIMP для 2D, а также 3dsMax и/или Blender для 3D-моделей.
Работа в команде
Небольшие проекты можно делать в одиночку, но для реализации более амбициозных стоит обзавестись командой единомышленников. Вне зависимости от бюджета и сложности, выбор программистов, менеджеров и дизайнеров для совместной работы является важным фактором успеха.
Как грамотно организовать рабочие процессы в геймдев-команде, поможет разобраться этот материал.
Тестирование, запуск и монетизация
Перед запуском игры ее стоит всесторонне протестировать, но не стоит на этом зацикливаться. Многие начинающие разработчики чересчур усердно пытаются сделать программу идеальной, все время задерживая выпуск. Это серьезная ошибка – лучше быстрее выпустить релиз без критичных багов. Если игра понравится аудитории, ее можно будет улучшить.
Стоит подумать и о монетизации проекта. Существует несколько распространенных способов о ней позаботиться:
- Покупки в приложении.
Модель Freemium – самый распространенный метод монетизации мобильных игр. - Реклама.
Во многих играх реклама сочетается с покупками в приложении. Эта стратегия может принести значительный доход. - Премиум-версии.
Можно предложить игрокам бесплатную демо-версию и попросить заплатить за дальнейшее использование.
Развитие проекта
Если ваша игра собрала значительную аудиторию, не стоит останавливаться на достигнутом. Обновления и улучшения позволят сделать ее лучше и привлечь большее количество довольных геймеров.
***
Стремительное развитие смартфонов за 10 лет изменило игровую индустрию кардинально. От простых карманных консолей Game Boy мобильные игры эволюционировали до многопользовательских платформ со сложной механикой и интересной визуальной составляющей. Это не должно вас пугать: даже простые проекты в стиле платформеров и казуальных игр могут найти свою аудиторию благодаря доступности и простому управлению.
Если вы только собираетесь в геймдев или уже успели столкнуться с трудностями, обратите внимание на список главных ошибок, мешающих разрабатывать игры.
Unity
Программа для разработки игр и другого интерактивного контента позволяет разрабатывать 2D, 3D, VR игры. Unity даёт инструменты для всех членов команды — разработчиков, художников, операторов, интегрируется с графическими, анимационными приложениями. Включает в себя библиотеку готовых шаблонов Microgames — с помощью них игру можно разработать за 30 минут. Поддерживает платформы iOS, Android, а ещё Windows Phone, Tizen OS, Fire OS — всего около 20 систем. Тарифы:
Тариф | Стоимость в год |
«Студент», Personal | бесплатно |
Plan Plus | $399 |
Plan Pro | $1 800 |
Enterprise | $4 000 |
Программа поддерживает более 50% всех мобильных игр. Модульная система компонентов и визуальная среда разработки делают создание игр удобным. Можно создавать игры всех жанров. Демонстрация некоторых возможностей Unity в создании игр:
ZGame Editor
Создавайте игры размером всего 64KB или меньше, используя процедурный контент. Программа использует OpenGL для графики и Real-Time синтезатор для аудио. ZGameEditor — это бесплатная Open Source программа. Для более подробного изучения посетите веб-сайт с документацией.
ZGameEditor — инструмент для создания несложных аркадных игр. Особенности: Встроенное окружение для разработки, где вы можете работать и тестировать свою игру, Cross-Platform: Редактор только для Windows, но также можно запускать на Linux, Mac OS X и Android, 3D ассеты и геймлпей компоненты, импортируйте свои текстуры, MIDI файлы для музыки и 3DS файлы для 3D ассетов. Игры, созданные на ZGE, можно распространять бесплатно (Royalty Free). Исходный код можно посмотреть здесь (Pascal): источник.
Unreal Engine 4
Программа для разработки 3D игр подходит разработчикам-профессионалам и новичкам. Она даёт возможность вносить модификации в игру без навыков программирования. Поддерживает Android, iOS и другие платформы. Есть как бесплатные тарифные планы, так и индивидуальные. Unreal Engine 4 поддерживает встроенный визуальный скриптинг Blueprint, который упрощает создание игрового проекта. Также доступен исходный код. Пример игры Sackboy, созданной с помощью Unreal Engine:
Отзыв о программе:
Ответы на популярные вопросы
Если моя игра находится в Google Play, ее можно обновлять?
Обновление на Google Play будет доступно только тогда, когда вы сами его выпустите, поскольку являетесь разработчиком приложения.
Какая средняя стоимость игры, выпущенной пользователем-самоучкой со средним уровнем программирования?
Здесь все зависит от конкретных факторов: размер игры, ее графика, продолжительность, качество. Если говорить о мировом рынке, то около 100 долларов.
Можно ли 2D игру перевести в 3D?
Да, с помощью специальных программ это вполне возможно, но процедура непростая.
Cocos2d
Бесплатный кросс-платформенный фреймворк для разработки мобильных игр поддерживает iOS, Android, а также HTML 5, Windows и Mac. Представляет собой открытое программное обеспечение, содержит различные ответвления. С помощью Cocos2d можно создавать игры маленького объёма — в районе 1,5 Мб. С помощью этой программы создано 25 000 игр:
JavaScript
А вот Android-разработка на JS более жизнеспособна.
С фреймворком React Native вы можете создавать мобильные приложения с многофункциональным мобильным UI. При этом такие программы полностью нативны, то есть не являются мобильными веб-приложениями. Всё потому, что React Native использует те же компоненты, что и простые приложения для Android.
Преимущества JavaScript:
- сборка быстрее, чем в Android Studio;
- для создания качественного UI есть flexbox;
- простая передача данных по сети с использованием API.
Construct 3
Программа представляет собой HTML 5 платформу для создания 2D игр. Она поддерживает iOS, Android и Windows Phone. Отличается простотой в использовании, не требует навыков кодирования, позволяет быстро разработать мобильную игру. Есть опция мультиплатформенного экспорта: проект можно запускать на разных устройствах одновременно. Представлено три тарифа, которые основаны на ежегодной стоимости оплаты лицензии:
Тариф | Стоимость в год |
Персональный план | $69 |
Бизнес план Startup | $92 |
BUSINESS LICENSES | $373 |
Пример, как работает Construct изнутри:
GameMaker Studio 2
Программа для разработки 2D пиксельных мобильных игр, поддерживает iOS, Android и ряд других платформ. Движок снабжён сильной базой знаний, что помогает в разработке новичку:
Это визуальный конструктор, где можно конструировать события и реакции в редакторе. Для опытных программистов есть возможность добавления кода. Импорт изображений, анимаций, аудио и шрифтов происходит с помощью Studio’s Resource Tree. Разработанную игру можно протестировать сразу на нескольких платформах и гаджетах. Так устроен конструктор GameMaker, с демонстрацией некоторых опций:
Отзыв о программе:
Перевёрнутые трубы
Сейчас у нас есть только один спрайт трубы. Давайте добавим ещё один. Для этого кликните правой кнопкой мыши в окне иерархии, нажмите New 2D Object > Sprite и затем выберите спрайт, который хотите использовать. Ещё проще будет просто перетащить файл в сцену ещё раз.
Назовите этот спрайт pipe_down. В инспекторе в части Sprite Renderer выберите опцию Flip Y, чтобы перевернуть трубу вверх ногами. Добавьте такое же RigidBody2D.
Теперь напишем новый C#-скрипт под названием PipeD. В нём будет похожий код:
public class PipeD : MonoBehaviour { private Character character; //Это нужно для инициализации void Start() { character = FindObjectOfType(); } // Update вызывается один раз на кадр void Update() { if (character.transform.position.x — transform.position.x > 30) { } } void OnCollisionEnter2D(Collision2D other) { if (other.gameObject.tag == «Player») { character.Death(); } } }
Godot
Бесплатный движок, поддерживающий iOS, Android и другие платформы. Имеет открытый исходный код под лицензией MIT — без гонораров и дополнительных скрытых условий. Программа предоставляет готовый набор общих инструментов. В Godot можно разрабатывать 2D и 3D игры небольшого размера. Godot поддерживает хорошую трёхмерную графику:
Лень настраивать рекламу? Обратись к профи. Опыт 14 лет
Отзывы о Godot:
Три 100% способа, чтобы заработать на своей игре
Первое – качественная и интересная игра. Как и в любом другом деле, для хороших продаж продукт должен заинтересовывать и отличаться своей изюминкой. Старайтесь избегать избитых сюжетов, тщательно продумывать каждую деталь приложения. Даже если игра небольшая и простая – сделайте ее максимально качественной и «дорогой».
Второе – не следует самому искать спонсоров. Если игра достойная, и вы хотите ее продать, для начала выставите продукт на специальные аукционы, типа gamebrokage. К сожалению, шанс, что игрой новичка сразу заинтересуются, невелик, но попробовать стоит. Разумеется, первые проекты лучше создавать для более узкого круга людей, узнавать мнение друзей, близких и т. д.
Третье – собственная реклама. Если вы уже пустили свою игру на просторы Интернета, то для популярности необходима хорошая постоянная реклама. Можете создать свой портал игр, публиковать соответствующие записи в социальных сетях. Словом, делать все, чтобы ее заметили.
Stencyl
Программа для создания мобильных игр 2D представляет собой движок на основе тайловой графики. Программа подходит разработчикам-новичкам, имеет конструктор-интерфейс перетаскивания — drag and drop. В Stencyl можно создавать сложное поведение персонажей, настраивать физику, анимации, коллизии. Поддерживает Android, iOS, Flash, Windows, Linux, а также предлагает язык Haxe, SDK, плагины и интеграцию рекламы для монетизации. Некоторые функции по созданию flash-игр доступны бесплатно, а чтобы создавать игры для Android и iOS, нужно оплачивать $199 в год.
Отзыв о Stencyl:
Spine
В этой программе можно создавать яркие 2D-скелетные игры. Опции движка позволяют анимировать персонажа в нескольких сценах, имея всего 1 набор изображений, без раскадровки. Можно менять внешний вид персонажа, используя один и тот же скелет для нескольких персонажей, а также придавать растяжение текстурам, плавно анимируя тела. Чтобы пользоваться программой, нужно оплатить единоразовую стоимость от $69, в зависимости от лицензии. Пример, как выглядит «скелет» персонажа:
GameGuru
С GameGuru вы можете создавать ваши собственные миры, используя бесплатные, простые и увлекательные инструменты. Разнообразьте свою вселенную, добавляя персонажей, оружие, патроны и другие объекты, после чего, нажав всего одну клавишу, ваша игра пройдет билд и будет готова к использованию. Хотите поделиться вашим творением с другими? С GameGuru вы сможете создать мультиплеер за несколько минут, включая хостинг, делитесь вашей игрой онлайн через Stream Multiplayer.
Создание игр никогда ещё не было таким простым. В программе встроены все самые необходимые инструменты для создания игр и добавлен ряд новых функций, упрощающих процесс разработки игры. Вы можете сосредоточиться на дизайне ваших игр, в то время как GameGuru будет работать над всеми сложными процессами игры.
Игровой мир: большие игровые локации, Terrain Editor, встроенная система растительности, готовые примеры для старта, растительность генерируется в том месте, где вы считаете нужным.
Рендер: игровой движок поддерживает технологию Level of Detail (LOD), чтобы обеспечить плавную картинку и высокую частоту кадров. Каскадный мэппинг теней, динамические тени в реальном времени. Возможность запекания теней, добавления дополнительных реалистичных теней, поддержка Ambient Occlusion, Sky maps и Occlusion Culling System.
Геймплей: экшен FPS, быстрая, классическая FPS механика, Third Person Shooter механика, стратегия в реальном времени, Фэнтези-анимации, готовый мультиплеер (Просто создайте или присоединитесь к созданной игре в GameGuru, используя Steam Multiplayer и Steam Workshop.)
Персонажи в GameGuru: возможность создания реалистичного персонажа, его кастомизация, создание анимаций, AI, встроенный NavMesh, позволяющий игрокам двигаться по карте, не проходя сквозь игровые объекты. Также для каждого игрового персонажа можно подобрать собственное оружие, полностью анимированное и готовое к использованию.
Amazon Lumberyard
Это бесплатное программное ядро поддерживает платформы Android, iOS, а также PC, Xbox One и Play Station 4. У Amazon Lumberyard нет отчислений и лицензий по количество рабочих мест. Программа интегрирована с Twitch, AWS. Движок отличается модульной компоновкой и позволяет создавать игровые проекты для мобильных устройств в короткие сроки. Демонстрация редактора:
AppGameKit
Программа подходит начинающим разработчикам, профессионалам и небольшим командам. С помощью этого движка можно кодировать и создавать кроссплатформенные приложения. Кроме iOS и Android, программа поддерживает Windows Phone. Цены на компоненты программного продукта и тарифы представлены в таблице ниже. Имеются дополнительные пакетные предложения.
Модули / тарифы | Цена |
AppGameKit Studio | $99 |
AppGameKit Classic | $49,99 |
AppGameKit Unlimited | $120,47 |
The Game Creators Collection | $83,48 |
AppGameKit Bumper Pack | $99,99 |
Редактор AppGameKit выглядит так:
Cryengine
Платформа подойдёт разработчикам-профессионалам и командам, поддерживает Android, iOS и другие платформы. Здесь можно создавать игры высокого уровня. Представлено множество визуальных эффектов, инструменты для анимации, внутриигровое профилирование. Использование Cryengine бесплатно, роялти составляет 5% — первые $5 000 годового дохода не подлежат роялти. Эффекты, которые доступны в Cryengine и сделают игру особенно привлекательной:
Где учиться программированию в геймдеве
Программирование – сложная сфера, которую можно освоить самостоятельно, но без посторонней поддержки процесс может затянуться. Есть два основных пути обучения:
- Курсы. Онлайн-сервисы и IT-школы постоянно объявляют набор в образовательные группы, которые обучают отдельным отраслям программирования. Обычно курсы ориентированы на практическую отработку полученной теории и предполагают, что ученики выпустят первый игровой продукт (хотя бы рабочий прототип) для мобильной платформы к концу обучения. В среднем курс занимает 4–6 месяцев, за которые человек получает нужные знания и навыки.
- Университеты. Высшие учебные заведения не обучают конкретно программированию для геймдева. Многие технические специальности уделяют время изучению данного предмета. Обычно специальность называется «Информационные системы и технологии», но также встречаются названия, связанные с прикладной информатикой и другими специфическими терминами.
Отрасль мобильного геймдева требует постоянного развития сотрудника. Берите дополнительные курсы, читайте литературу, штурмуйте специализированные сайты. Не помешает разбираться в визуальных эффектах, игровой концепции, основах моделирования, даже юриспруденции (особенно важно для инди-разработчиков). Множество популярных игр написано небольшими командами программистов-универсалов.
Каждый язык программирования индивидуален, делайте выбор на основе поставленных целей и задач. Рекомендуем начать с базового языка (Java или C++), позволяющего в дальнейшем перейти к другим ЯП с четким пониманием структуры и принципов написания программного обеспечения.
Fusion 2.5
Программа подойдёт новичкам: создавать игры в ней можно только с помощью мыши. Как утверждают создатели Fusion 2.5, игру сможет создать любой человек, который умеет читать, меньше чем за 1 час. Поддерживаемые платформы — Android, iOS, Flash, Windows Mobile, Xbox. Есть бесплатный функционал — можно создавать игры HTML 5, а также платные пакеты. Среди преимуществ выделяется наличие объектов физики с Box2D, сильная техподдержка. Редактор в Fusion:
Solar 2D
Программа представляет собой игровой движок на основе Lua. Его просто интегрировать, а пользоваться могут разработчики-новички. Программа оснащена 2D-функциями. Основной функционал бесплатен, можно докупать плагины на Corona Market Place. Поддерживает iOS, Android и другие платформы, предлагает доступную для освоения документацию и поддержку в сообществе. В редакторе можно задать параметры и расширения экранов всех возможных гаджетов, чтобы увидеть, как будет выглядеть игра на любом устройстве:
Kobold2D
Ready-To-Go решение для разработки игр на IPhone. Открытый код, ARC включен, для IOS и Mac OS. Kobold2D — это расширенная и улучшенная версия знаменитой программы для создания игр — Cocos2D для IPhone. Все, что вы знали о Cocos2D, может быть применено в новом движке. Новая версия более удобна в использовании, более мощный и гибкий вариант, чем Cocos2D, вся документация доступна в интернете и в автономном режиме. Используйте эту программу для создания игр под Iphone, Ipod Touch, Ipad и Mac Os X для Apple App Store.
Kobold2D использует популярный cocos2D-iphone игровой движок, добавляет часто используемый код, интегрирует популярные библиотеки и хочет, чтобы вы были более продуктивными и получали удовольствие от обучения и разрабатывания IOS и Mac OS X игр. Kobold2D предоставляет обширную документацию и множество примеров кода для быстрого старта.