Как Sony сделала чудо-звук. Послушал наушники с LDAC и объясняю, почему он рулит


Есть вещи, на которые повлиять невозможно, как сильно бы этого ни хотелось. Одна из них – качество звука через Bluetooth. Оно просто никак не способно стать по-настоящему «несжатым».

Можно делать самые-самые качественные наушники за бесконечное количество денег. Но они не смогут передать один-в-один музыку высокого качества из вашего источника. Потому что ограничения Bluetooth железобетонные, и ничего их не обойдёт. Это банальная математика.

Однако за последние несколько лет появились способы добиваться лучшего качества звука даже в таких стеснённых условиях. В первую очередь это стало возможным благодаря кодекам. Самым известным и распространённым из таких «нишевых» кодеков является Sony LDAC, с недавнего времени доступный всем желающим.

Я постараюсь массово понятно объяснить, зачем нужен Sony LDAC и почему то, что он появился в новых наушниках WF-1000XM4, является в целом уникальным случаем для индустрии.

Что такое кодек. Почему он решает почти всё в беспроводном звуке

Типичный сжатый музыкальный MP3 или AAC-файл, распространяемый через стриминговые сервисы, весит около 7-12 мегабайт. Но файл повышенного, так называемого «CD-качества» в Apple Music весит в 3, а иногда и в 7 раз больше, то есть от 25 до 80 мегабайт. Передать такой объём данных через Bluetooth в реальном времени просто невозможно из-за ограничений Bluetooth.

Под ограничениями Bluetooth подразумевается пропускная способность стандарта. Для самого актуального поколения, 5.0, она составляет до 2 мегабайт в секунду – и это в абсолютно идеальных, практически недостижимых условиях. В реальности скорость передачи ограничивается максимум 600-1000 килобайтами в секунду.

Увы, наушники редко могут получить полный доступ ко всей пропускной способности Bluetooth-модуля. Ему надо и другие задачи выполнять. Поэтому для передачи данных используются алгоритмы потокового сжатия и декодирования музыки – так называемые кодеки. Они определённым образом сжимают данные на выходе с устройства, а затем расшифровывают их на чипе самих наушников.

Распространённые Bluetooth-кодеки придуманы таким образом, чтобы обеспечить максимально возможное качество стриминга в условиях ограниченной пропускной способности. Алгоритмы сжатия и распаковки, а затем последующего улучшения звука у каждого из них разные, но результат в целом плюс-минус одинаковый. Например, Apple давно предпочитает кодек AAC, а в мире смартфонов Android популярностью пользуется Qualcomm aptX.

Переломить эту ситуацию получилось у первого Bluetooth-кодека высокого разрешения — LDAC.

Кодек LDAC от Sony передаёт до 3 раз больше данных благодаря специфическому алгоритму сжатия и другим оптимизациям — до 990 кбит в секунду. Он позволяет наушникам воспроизвести практически без потерь музыку CD-качества, то есть тот самый Lossless по терминологии Apple Music. И только на нём есть смысл пытаться слушать настоящие несжатые треки, Hi-Res Lossless.

Sony уже несколько лет лицензирует LDAC, позволяя использовать кодек другим производителям других наушников. Однако на конец 2021 года считанные единицы сторонних моделей «ушей»поддерживают технологию. Причина банальна: для эффективной работы на максимальной пропускной способности требуются Bluetooth-радиомодули высокого качества, работающие бесперебойно как в наушниках, так и в смартфонах. То есть нужно, чтобы и источник звука, и наушники были подготовлены к LDAC безупречно.

Поэтому до 2022 года считалось, что LDAC банально невозможно добавить в полностью беспроводные модели наушников, так называемые TWS. Ведь, в отличие от накладных и полноразмерных моделей, TWS необходимо обмениваться с источником и между собой гораздо большим объёмом данных по Bluetooth, чтобы функционировать нормально. Немало производителей до сих пор не добились бесперебойной работы TWS даже с обычными кодеками. Куда уж там до LDAC с его запросами!

Но Sony в итоге смогла.

Sony WF-1000XM4 — первые массовые полностью беспроводные наушники с поддержкой LDAC. Эту модель многие уже назвали лучшими наушниками 2022 года. Могу подтвердить, что за дело. И если к наушникам вопросов нет, то к источникам звука вопросов очень много.

LDAC и DSEE HX

У Sony есть ещё одна интересная технология, которую стоит упомянуть. Аудиопродукция Sony теперь поставляется с встроенной технологией апскейлинга DSEE HX, и она даже включена в некоторые беспроводные наушники и колонки компании.

DSEE HX от Sony — это технология обработки сигналов, которая пытается восстановить файлы, сжатые с потерями, такие как MP3 или поток данных через Bluetooth. Для этого используется некоторая хитрость программного обеспечения, основанная на сборе данных из реальных аудиосэмплов. Но, очевидно, что невозможно полностью и точно воспроизвести потерянные данные. Тем не менее, хотя LDAC это lossy-кодек, он всё же сохраняет некоторые высокочастотные данные, хотя и с меньшей детализацией. Использование этих данных, которые недоступны в файлах с более высокой степенью сжатия, должно расширить возможности Sony DSEE HX. Так что это следует учитывать при выборе любых продуктов с LDAC.

Инженеры Sony утверждают, что не могут обнаружить разницу между аудиофайлами Hi-Res и повышающей дискретизацией LDAC + DSEE HX. Но, очевидно, мы должны это проверить сами.

back to menu ↑

Есть важное ограничение. Нужен хороший смартфон Android

Поддержка LDAC есть в некоторых Android-смартфонах и дорогих специализированных аудиоплеерах. Но её наличие совсем не гарантирует нормального воспроизведения музыки в таком режиме. К сожалению, большинство вендоров не заморачиваются и даже не проверяют этот момент.

В результате я воочию убедился: чтобы нормально слушать LDAC на смартфоне, вам нужна действительно флагманская модель, в которой стоит мощный Bluetooth-модуль, эффективные драйвера для него и, самое главное, максимально чистая операционная система, лишенная глюков и багов по всему, что связано с аудиотрактом.

Найти такую — это боль.

Я пользуюсь WF-1000XM4 несколько месяцев в паре с iPhone, который сам по себе такой кодек не поддерживает. Но мне сильно хотелось попробовать LDAC, и поэтому я регулярно таскал редакционные Android—смартфоны себе на стол.

Выводы после теста десятков «андроидов» неутешительные.

Во-первых, многие модели вообще не поддерживают LDAC. Это даже не зависит от цены устройства. Во-вторых, поддерживающие LDAC смартфоны почти всегда не справляются с передачей потока не только в максимальном качестве (990 кбит/сек, напомню), но и даже в режиме ограниченной пропускной способности. Отваливается Bluetooth-модуль, музыка лагает и прерывается, падают приложения-плееры, рушится вообще вся оболочка, уводя девайс в перезагрузку. Ужас.

В итоге я уже было отчаялся и бросил эту затею. Из двух десятков попыток нашёл лишь два смарта, которые мне абсолютно не нравились, но хотя бы справлялись с задачей.

А потом до меня дошло.

Связался с Sony и попросил их ради всего этого передать флагманский смартфон компании — Sony Xperia 1 III. Рассудил, что уж компания-родитель LDAC точно этот момент проверит.

Так и оказалось. Ура.

Как включить LDAC? (Android 8 и 9)

Вы можете включить LDAC на вашем Android-устройстве только если установлена версия Android не ниже 8.0 Oreo. Для этого:

  1. Перейдите в раздел «Настройки», выберите пункт меню «Сведения о телефоне» (или «О телефоне», «О планшете»).
  2. Найдите пункт меню Номер сборки и тапните по нему семь раз. Так вы откроете скрытый режим разработчика.

  1. В разделе «Настройки» появится пункт «Параметры разработчика». Тапните по нему и среди множества пунктов найдите «Аудиокодек для передачи через Bluetooth»
  2. Отметьте пункт «LDAC»


back to menu ↑

Каково это — слушать LDAC в лучших TWS 2022 года?

По мне, Sony WF-1000XM4 и так звучат лучше любых актуальных беспроводных наушников-затычек. Но с LDAC и lossless-треками получается совсем магия.

Если объяснять просто, то сочетание LDAC, треков высокого качества и мощного смартфона Android выдают на этой модели наиболее детальный и одновременно СОЧНЫЙ звук среди всех TWS, которые я когда либо тестировал в жизни.

Во-первых, сцена становится заметно шире. Она всё равно остаётся не «ламповой», цифровой – немного приплюснутой, лишённой воздушности. Но у совсем мелких деталей, вроде скрипов гитар, щелчков и эффектов-семплов, наконец-то появляется «прописка»: они будто получают новое место в виртуальном пространстве и оттого становятся намного заметнее прежнего.

Во-вторых, лучше чувствуешь звуковое разнообразие Lossless-треков. Знакомые и уже заслушанные до дыр инструментальные партии, пространственные эффекты наделяются свежими деталями. Это избитый момент в обзорах, знаю, но если вы слушали один и тот же трек десятки раз, а затем впервые заметили в нём что-то новое благодаря другим наушникам, то меня поймёте.

Обычно я ловил подобное в полноразмерных наушниках, но тут получается, что разница чувствуется в рамках одних наушников, исключительно между AAC и LDAC-кодеками.

Наконец, LDAC исправляет минусы звучания модели через кодек AAC. С ним высокие частоты получают достаточный эффект присутствия и звонкость, которой мне не всегда хватает при прослушивании, скажем, через iPhone. А средние наконец-то находят себе больше места на фоне баса и вокала. Тем самым немного снижается сила баса, которого здесь и так более чем достаточно.

WF-1000XM4 — это всё равно не аудиофильские наушники в традиционном понимании. Они приукрашивают звук, наделяя его басом и парой пиков в высоких частотах. Просто итоговая картина в режиме LDAC чуточку, но заметно, полнее.

Благодаря обилию Lossless-треков в Apple Music, я прокрутил на этих наушниках через LDAC все хорошо знакомые мне песни в максимально возможном качестве. Практически в каждом из них подмечал что-то новое, ранее незаметное. Наш офис был свидетелем, как я озвучивал разные непотребные восторги, запуская один несжатый трек за другим.

Как всегда бывает с узкоспециализированными, наиболее продвинутыми «фичами», прослушивание музыки в TWS от Sony через LDAC не лишено минусов.

Автономная работа наушников при подключении с LDAC падает с максимальных 12 часов до 5, что является нормой — многократно вырастает объём передаваемых данных. Также сам смартфон разряжается быстрее, в среднем, в полтора раза.

При включении максимально возможного качества LDAC в меню Android нужно держать даже лучшие смартфоны в прямой видимости от наушников. Соединение Bluetooth из кармана при 990 кбит/сек будет «рваться» в городских условиях, так как такой объём данных упирается в ограничения стандарта и не терпит потерь.

Поэтому LDAC в режиме максимального качества я советую использовать дома или хотя бы просто стационарно. Для остального есть адаптивный режим кодека, который хоть и не даст практически честного lossless, но и сигнал не будет рвать в движении.

Немного о bluetooth аудиокодеках

Для передачи звука через bluetooth используются специальные форматы сжатия, называемые кодеками. Общепринятым стандартом является кодек SBC, соответствующий звуковому профилю Advanced Audio Distribution Profile (A2DP). Все беспроводные «ушки» поддерживают этот стандарт, обеспечивающий качество звука MP3 разных поколений.

A2DP поддерживает множество других кодеков, среди которых:

  • кодек AAC, разработанный для устройств Apple;
  • применяемый на Андроид – девайсах ведущих брендов кодек aptX;
  • ldac кодек от Sony.

Разработка Sony создавалась с учётом требований A2DP. Ldac наушники способны воспроизводить аудио потоки со скоростью 330 – 990 кбит/с при характеристиках битрейта 24 бит/96 кГц.

Какой телефон лучше купить для музыки?

Лучшие музыкальные смартфоны и телефоны

  • Xiaomi Redmi K20 Pro. Цена
    – от 27 000 руб. ( …
  • Google Pixel 3a. Цена
    – от 29 000 руб. …
  • LG G8S ThinQ. Цена
    – 35 000 руб. …
  • Razer Phone
    2.
    Цена
    – от 35 000 руб. ( …
  • ASUS ROG Phone
    II ZS660KL.
    Цена
    – от 42 000 руб. …
  • Samsung Galaxy S10+ Цена
    – от 43 000 руб. …
  • Apple iPhone XR. …
  • Samsung Galaxy S20.

SBC

Традиционно считается, что кодек SBC – простейший кодек для передачи звука по Bluetooth, и, возможно, общественное мнение не ошибается. Но я на своей жизни слушал несколько моделей беспроводных наушников через SBC, которые обеспечивали отличное качество звучания и, если бы я не знал, что используется именно SBC, я бы никогда этого не угадал на слух.

Но в большинстве случаев SBC даёт умеренное качество звучания и тому есть причины.

Каждый кодек имеет некоторый диапазон настроек для передачи музыки, это и битрейт (количество информации передаваемой за секунду времени) и количество полос пропускания, и максимальный и минимальный битовый пул, и метод кодировки, и многое другое.

Поэтому если вы видите в техническом описании беспроводных наушников только кодек SBC, скорее всего, наушники будут работать с удовлетворительным, но не превосходным качеством воспроизведения музыки.

Кодек SBC поддерживается MIUI 11, более того, этот кодек является базовым, если Bluetooth устройство поддерживает передачу музыки, то оно на 100% работает с SBC, и только во вторую очередь со всеми остальными кодеками.

Вернуться к содержанию

Зачем вообще сжимать аудио файлы?

Сжатие аудио файлов осуществляется для уменьшения их размеров. Например, lossless файлы с битрейтом более 4500 кбит/с, сжатые без потерь качества звука, имеют размер в среднем 80 Мб. А привычный MP3 файл с наивысшим качеством кодирования 320 кбит/с в среднем будет занимать 9 Мб. Очевидно, что MP3 удобнее для большинства слушателей музыки, которые не претендуют на получение звучания высокого качества. Но потребности растут, соответственно и растут требования к звучанию.

Тем не менее, используемые в данный момент технологии беспроводной передачи данных этот битрейт лимитируют. Например, популярный кодек SBC, который сейчас повсюду, может передавать файлы с качеством кодирования не выше 328 кбит/с. Вообще, за стандарт беспроводной передачи аудио был взят битрейт CD-дисков, который составляет 16 бит/44,1 кГц. При таком раскладе даже Hi-res Audio (звук в высоком разрешении) при передаче по Bluetooth будет звучать не лучше, чем при воспроизведении с компакт-диска.

Процесс сжатия файла происходит путем отсечение частот, которые не слышны для человеческого уха. Но при сжатии могут пострадать и частоты, которые мы могли бы услышать. Поэтому качество звука и теряется. Чтобы явно услышать разницу в качестве нужно обладать хорошим оборудованием: мощным источником сигнала и акустической системой класса hi-end. Либо использовать новые технологии, которые позволят передавать звук в высоком качестве без потерь. Поэтому Sony и разработали кодек LDAC для беспроводной передачи.

AAC

Этот кодек обеспечивает лучшее качество передачи звука, чем SBC, но чуть худшее, чем aptX HD и LDAC.

Вообще, AAC был создан не столько для передачи музыки без проводов, сколько для её хранения и в самом начале проектировался, как замена mp3 формату.

Отсюда следует, что при том же битрейте кодек AAC обеспечивает лучшее качество передачи музыки, чем mp3.

Что это значит для нас, пользователей Xiaomi? Ровно то, что MIUI 11 поддерживает AAC, и, если вы подключите к телефону наушники, которые способны работать как с SBC, так и с AAC, автоматика выберет AAC. А если нет, то через меню разработчиков я советую принудительно выставить метод кодирования AAC для достижения лучшего результата.

Вернуться к содержанию

Какие устройства поддерживают LDAC

Для использования технологии LDAC нужны совместимые устройства. Сейчас этот стандарт поддерживается актуальными смартфонами Sony. Создатели ОС Android Oreo тоже внесли протокол для LDAC в прошивку. Поддержка LDAC позволила смартфонам Xiaomi обеспечить звучание повышенного качества при подключении к гарнитуре Bluetooth, игровой беспроводной панели и иной периферии.

Технические характеристики каждого конкретного аппарата должны содержать указание о том, что он поддерживает LDAC (если это действительно так), благодаря чему любой пользователь имеет возможность оперативно определить, есть ли данная технология в его устройстве.

Однако недостаточно только смартфона с LDAC. Необходимы также поддерживающие технологию LDAC наушники, которые могут взаимодействовать с новым кодеком. Сейчас их выбор ограничен исключительно моделями компании Sony. Этот изготовитель выпустил несколько наушников, поддерживающих новую технологию, среди которых — беспроводные наушники, а также саунд-бар. То есть ассортимент сейчас ограничен, однако возможность получения лицензии на применение данного кодека даст возможность другим изготовителям создавать совместимую аудиотехнику. Любой другой производитель, за исключением Sony, для выпуска такого оборудования должен оформить соответствующую лицензию. Производители, желающие применять код Sony AOSP, обязаны проходить процедуру сертификации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]