От Apple давно требовали серьёзнее отнестись к камерам в iPhone. Купертиновцы прислушались, но насколько внимательно?
Мы написали обзоры самих смартфонов – наверстайте, если пропустили: обзор iPhone 11 и обзор iPhone 11 Pro.
В этой статье речь пойдёт исключительно о камерах, их возможностях, изменениях после iPhone Xs и личных впечатлениях от съёмки.
Для каждой камеры приведу фотографии, некоторые из них будут со слайдерами. Предупреждаю: из-за этого статья «весит» очень много, поэтому может загружаться дольше обычного.
Поехали.
? Широкоугольная камера в iPhone 11 и iPhone 11 Pro. Что изменилось
Заметил, что многие неправильно обзывают основную камеру в iPhone. То «ширик», то «сверхширик» пишут, и не поймёшь, какую подразумевают на самом деле.
Запоминаем. Основная камера в iPhone – широкоугольная, и так было с незапамятных времён. Не путайте широкоугольный (wide) и сверхширокоугольный (ultrawide) модули, они совершенно разные.
Широкоугольные камеры iPhone 11 и iPhone 11 Pro Max идентичны на сто процентов. Нет ни одной скрытой функции, зарезервированной исключительно для моделей Pro или Max. Я проверял.
Кадры, сделанные без «зума» на основные камеры iPhone 11 и Pro, выглядят одинаково на экране MacBook Pro. В таком раскладе (про зум отдельно ещё скажу) между 11 и Pro полный паритет.
Разрешение экрана iPhone 11 не позволяет фотографиям камеры раскрыться как следует.
Однако не просто так упоминаю ноутбук с хорошим экраном. На самих смартфонах разница как будто есть не в пользу iPhone 11, и виной тому – его дисплей. Как он не нравился мне в XR, так и здесь не радует. Не столько цветопередачей, сколько разрешением.
При такой диагонали, дисплей обычного «одиннадцатого» айфона не передаёт всю детальность фотографий камеры так же хорошо, как это делает OLED-матрица высокого разрешения в iPhone 11 Pro.
Не могу ничего с собой поделать, но постоянно вижу в кадрах Фотоплёнки зернистость, которой на самой фотографии нет. Надеюсь, в следующем году этой ветке смартфонов вернут хотя бы честный Full HD.
Ну да ладно.
Характеристики основной камеры iPhone 11
«Ширик» в iPhone 11 и Pro состоит из шести линз. Снимает в разрешении 12 мегапикселей при размере пикселя 1,4 мкм (микрометр). Фокусное расстояние – 26 мм, диафрагма ƒ/1.8.
Точно такие же параметры были у камеры iPhone Xs. Тогда в чём апгрейд?
Вспомним: Мы сравнили фото с iPhone Xs Max и iPhone 8 Plus
Во-первых, изменился сенсор. Как именно его улучшили, знают только инженеры Apple. Официально сказали только о том, что технология быстрого фокуса – Focus Pixels – теперь покрывает 100% матрицы. Неудивительно, что…
Камера теперь фокусируется быстрее и точнее. Это действительно так, разница между iPhone 11 и, скажем, моим старым iPhone X заметна невооружённым взглядом. Особенно при недостаточном освещении: «десятка» промахивается четыре раза из пяти, когда «одиннадцатый» почти всегда захватывает в фокус даже мелкие детали в тени.
Во-вторых, добавили улучшенную стабилизацию изображения в видео. Примеров масса, вот один из них:
Подробнее: Режиссёр Звёздных войн снял короткометражку на iPhone 11 Pro
Сама по себе стабилизация не является новой фичей. Она была и в Xs, и в X. В этом году Apple «просто» изменила как механику подавления вибраций объектива, так и постобработку.
Результат при съёмке с рук, имхо, очень достойный, а для смартфона и вовсе обалденный. Жаль, что физику пока не удаётся обмануть – сильная тряска по-прежнему вызывает эффект «волны» и искажение изображения. Внешний стабилизатор всё равно нужен, если собираетесь снимать видеоролик для профессиональных задач.
В-третьих, улучшили алгоритм постобработки Smart HDR благодаря процессору A13 в iPhone 11. За счёт неё лучше передаётся баланс между светом и тенями, что особенно актуально при съёмке в солнечную погоду, в целом днём и особенно зимой.
Снег традиционно тяжело даётся камерам смартфонов, и на моём iPhone X он превращался в сплошь белое полотно.
Можно долго спорить о том, почему изменение алгоритма Smart HDR не распространилось на iPhone Xs – но ответ на это, кроме дежурного (процессор как бы новый, все дела), мы не узнаем никогда. Разве что додумаем и оставим на совести Apple.
С техническими отличиями разобрались, примеры фотографий и сравнение с iPhone X ниже.
Смартфон умеет распознавать только живые объекты
iPhone 11 весьма похож на iPhone XR, причём не только внешне, но и по функционалу — отличий между смартфонами крайне мало. Одной из фишек новинки, разнящей её и предшественника, стала возможность делать портретные снимки не только людей, но и животных — всё благодаря наличию дополнительной камеры, которая помогает смартфону определять «глубину» объектов. Многие, в том числе и я, предположили, что камера сможет делать портреты не только животных, но и любых объектов — к сожалению, чуда нет, и iPhone 11 неправильно размывает фотографии неодушевлённых вещей практически во всех случаях. Приписать это к минусам смартфона, по сути, нельзя, поскольку Apple и не заявляла о таком функционале (официально смартфон способен размывать только людей и «мордахи домашних любимцев»), но к списку возможностей, которых не хватает гаджету, — вполне.
Примеры фотографий на основной (широкоугольный) объектив iPhone 11 и iPhone 11 Pro
Видео
У новых айфонов нет ни 8К, ни возможности переключаться между камерами при 4К 60 fps. Я бы ещё отметил один недостаток: нет возможности переключаться между фронтальной и остальными камерами.
Однако без малого камера айфона умеет делать лучшие среди смартфонов видеозаписи. Она делает это быстро, качество звука на высоте, работа лимитера и компрессора настроена очень хорошо: я был на рок-концерте, где из-за особенностей акустики не слышал ничего, кроме шума и звона в ушах. На следующий день я посмотрел видео, снятые на iPhone 13 Pro, и был обескуражен звуком: в них можно услышать ноты и мелодию, которая вчера была неразличима!
А вот примеры, как снимают видео все три сравниваемых айфона:
Из очевидных моментов хочу отметить, что некоторые объекты на iPhone 13 Pro засвечены. Полагаю, причина в более открытой диафрагме, а также матрице большего размера. Из-за этого камера не успевает экспонироваться на нужный лад. Ну или это глюк, который появляется на устройстве в самом начале его использования.
Также виден значительный прогресс в сравнении с ультраширокоугольной камерой iPhone 12 Pro / 12 Pro Max — детализация лучше, пурпурного в темноте гораздо меньше. Ну и я не очень понял, почему разница между 2,5× и 3× так незаметна.
? Телефото-камера в iPhone 11 Pro. Хороший и полезный апгрейд
Сам по себе «телевик» – совсем не новость для айфонов. Он появился в iPhone 7 Plus, остался у 8 Plus, а затем радовал владельцев X и Xs, в том числе Max.
Было дело: Наша фотобитва. Тестируем iPhone 7 против iPhone 6s – кто кого?
В этом году телефото-объектив есть только в iPhone 11 Pro и Pro Max. Капитан подсказывает, что в обычном iPhone 11 его нет. В iPhone XR его тоже не было.
Так вот, разочарован тем, что телевик остался эксклюзивом более дорогой модели iPhone. Не говорю за всех, но большинство фотографий снимаю именно на телефото-линзу. Без неё уже как без рук.
iPhone 11 Pro, телевик, эффекты размытия выключены.
При нормальном освещении телефото-объектив даёт «бесплатный» оптический зум, позволяющий не подходить совсем близко к объекту съёмки и одновременно делать его настоящим центром кадра, отсекая всё лишнее. Отсутствие типичных искажений для «ширика» (основного объектива iPhone) – тоже важный плюс.
На телевик здорово снимать людей, лица, животных, да даже еду за счёт большего фокусного расстояния. Получившийся кадр напоминает плоды съёмки на неплохую «зеркалку» плюс «фикс» на 40мм. Повторить подобное на iPhone XR или iPhone 11 с их «шириками» можно только в фоторедакторе, и то условно.
В общем, владельцы iPhone 11 проходят мимо моего любимого объектива. Но что нового он даст покупателям iPhone 11 Pro?
Характеристики телефото-объектива iPhone 11 Pro
Телевик в iPhone 11 Pro состоит из шести линз и снимает фото в разрешении 12 мегапикселей. Размер пикселя 1,0 мкм (микрометр). Фокусное расстояние 52 мм, диафрагма ƒ/2.0.
Какие тут (и не только тут) есть отличия от iPhone Xs?
Во-первых, наконец-то улучшили диафрагму. Что в X, что в Xs было ƒ/2.4, теперь на 0.4 меньше.
Если простыми словами, «телевик» теперь может захватить чуть больше света и чуть сильнее размыть фон даже без портретного режима. ƒ/2.0 соответствуют минимальной диафрагме многих фикс-объективов для полноразмерных фотоаппаратов.
С технической точки зрения это большое достижение для Apple и мобильной фотографии в целом. Чтобы вы понимали, у Samsung Galaxy Note10+ телевик может «упасть» до ƒ/2.1, а у Huawei P30 Pro – и вовсе только до ƒ/3.4.
Это фото на телевик iPhone 11 Pro без программного эффекта размытия.
Во-вторых, «телевик» теперь снимает фотографии ярче и одновременно детальнее. Да, факт логичен по предыдущему пункту, но всё равно надо поговорить об этом отдельно.
Смотрите, вот ликбез о том, как вообще работает телеобъектив на айфоне. Если света в кадре много, то он, собственно, работает. Стоит свету «уйти», как объектив автоматически отключается – его подменяет основная камера («ширик») при поддержке цифрового зума. Он хуже, чем естественный оптический в «телевике»: больше шумов, меньше деталей.
На Xs и X телевик был очень капризным. Чуть что ему не понравится, так сразу «давай до свидания» и привет цифровому зуму. На iPhone 11 Pro он стал терпеливее. Подмена камеры в дневное время суток – исключение из правил как в пасмурную погоду, так и днём в помещениях.
А значит, фотографии на телефото-объектив iPhone 11 Pro будут чаще захватываться именно на него, с настоящим оптическим зумом. Качество лучше, детали не теряются в постобработке. Надеюсь, более-менее объяснил, у меня с метафорами сегодня не очень.
В-третьих, портретный режим срабатывает с близкого расстояния. Я вначале заметил это в процессе съёмки, потом посмотрел на характеристики и удостоверился – всё логично при таком апгрейде диафрагмы.
Больше не надо нервно мотать камерой или далеко отходить, пытаясь снять какой-нибудь предмет с эффектом размытия. Расстояния вытянутой руки оказывается достаточно, чтобы iPhone 11 Pro успешно активировал эффект.
Сложно объяснить, что тут такого поразительного. Просто лично меня на iPhone X постоянно напрягали сообщения «отойдите подальше». Стоишь и жонглируешь айфоном секунд 10, приседаешь, делаешь шаг назад… нет такого больше, и поэтому я рад.
В целом меня устроит любой апгрейд этого модуля, так что тут доволен почти на 100%. Есть у него только один минус, связанный с ночным режимом (а точнее, его отсутствием).
Фейковая яркость при плохом освещении
В прошлом съёмка в условиях плохого освещения давалась смартфонам от Apple весьма трудно. Но iPhone 11 справляется с этим достойно. На всех фотографиях в галерее выше лица людей находятся в тени, поскольку источники света всегда позади. Несмотря на это, смартфон сделал кожу весьма светлой, не пренебрегая естественностью. Помимо кожи, светлее стали абсолютно все объекты на снимках — в реальности они темнее. Некоторые участки (в основном лица) довольно шумные — камере не помешало бы больше светосилы (используется модуль с апертурой f/1.8).
Но как так получается, что апертура камеры нового смартфона точно такая же, как и в iPhone 7, но модель 2022 года снимает существенно ярче? Дело не только в увеличившихся пикселях, но и в агрессивной постобработке. Рассматривая готовые фотографии, я удивлялся, насколько снимки ярче, чем должны быть — это хорошо, но странно. Как выяснилось позднее по наводке @Shegiva, iPhone 11 искусственно повышает яркость готового снимка, что запечатлено на видеозаписи выше. К счастью, избавиться от завышения яркости можно, если сменить главный кадр в режиме редактирования Live-снимка и не сохранять изменение, а затем вернуть исходный и сохраниться.
1 фотография сделана без экранной вспышки. 2 фотография сделана с экранной вспышкой
Фронтальная камера показывает себя при плохом освещении весьма средне — светосилы f/2.2 явно недостаточно. Снимки шумные. Кадры из галереи выше сделаны при существенной нехватке света. Широкоугольный объектив скрашивает ситуацию, но не спасает её. Экранная вспышка работает хорошо — смартфон подбирает именно тот оттенок белого, который подходит в конкретном случае лучше всего.
Примеры фотографий на телефото-объектив iPhone 11 Pro
Кинематографический стиль
Этот эффект стал своего рода портретным режимом для видео. Так его именуют зарубежные СМИ и блогеры, так назову и я. И я также соглашусь с мнением, что пока он работает ещё не очень хорошо: границы размытия слишком явные, лицо будто бы вырезано откуда-то, а с волосами происходит какой-то ужас.
Иногда всё-таки выходит очень достойная картинка. Однако получается она только с людьми, у которых прижаты и не пушатся волосы.
«Киноэффект» работает на трёх камерах: широкоугольной, телевике и фронтальной. Ультраширик не при делах.
Из достоинств отмечу, что смена точки фокусировки происходит очень плавно, прямо-таки по-киношному. Хотя иногда хотелось бы настройку быстроты её смены.
Многих смущает, что максимальное качество — 1080p, а количество кадров — 30. Не могу не согласиться с этими смущениями. Вероятно, в следующем году разрешение станет больше.
? Сверхширокоугольная камера в iPhone 11. Лучше, чем GoPro
Вот она, главная фишка новых iPhone. Сверхширокоугольная камера есть в iPhone 11 и iPhone 11 Pro/Max. И технически, и функционально модуль абсолютно одинаков в обоих смартфонах.
Такого объектива никогда не было ни в одной модели айфона или айпэда, это новинка в экосистеме. Может быть поэтому она, скажем так, немного «недопилена».
Это именно инструмент, творческий или даже бытовой. Ему есть куда расти во всём, включая качество съёмки. «Сверхширик» работает без критических проблем и свою задачу выполняет, но мелких недостатков и странных ограничений пока необычно много.
Главная фишка сверхширокоугольной камеры – то, как много информации она захватывает в один кадр. Благодаря огромному углу обзора в 120 градусов, в фотографию помещается почти всё, что увидел бы человек, будь камера прямо у него в глазах.
Если снять фото в непосредственной близости от лица, в кадр попадут ваши ноги и вторая рука. Видели ведь ролики с экшн-камер вроде GoPro? Вот, тут примерно та же история, но без фокуса на тот самый экшн.
Сами кадры со «сверхширика» сильно отличаются от привычных для айфонов. Перспектива искажена, как будто картинку наложили на шар. Всё, что попадает на края фотографии, растягивается в высоту. Все прямые линии превращаются в дугу вместе с горизонтом.
Характеристики сверхширокоугольного объектива iPhone 11
Сверхширик в iPhone 11 и 11 Pro состоит из пяти линз и снимает фото в разрешении 12 мегапикселей. Размер пикселя пока неизвестен. Фокусное расстояние 13 мм, диафрагма ƒ/2.4.
Сравнивать их не с чем, потому что в других айфонах никогда не было таких камер. Для понимания, экшн-камера GoPro HERO7 имеет 12-мегапиксельный сенсор, но фокусируется на расстоянии 17 мм и имеет максимальную диафрагму ƒ/2.8. То есть по техническим спецификациям она даже хуже, чем та, что стоит в айфоне.
И да, в большинстве ситуаций сверхширик iPhone 11 действительно снимает заметно лучше, чем GoPro HERO7:
Apple более чем заслуживает похвалы: хоть новый айфон и не является альтернативой экшн-камере, их первый объектив похожего толка с отрывом обгоняет главный ультраширик в мире гаджетов, которому уже семь (а с недавних пор вообще восемь) поколений.
Сверхширокий объектив уже пару лет как появляется во флагманах Android, и мы уже сравнили её с ближайшим конкурентом по качеству – Huawei P30 Pro. Спойлер: в целом айфон снимает лучше.
Кому интересно: Говорят, у Huawei P30 Pro мега-камера. Сравнили с iPhone 11 Pro
Портреты людей превосходны, но с недостатками камер
Сама по себе функция создания портретных фотографий людей работает хорошо — границы определяются чётко и размываются плавно. Порой в сложных условиях камера не справляется, но это происходит крайне редко. Конкретно к опции отделения человека от фона претензий нет — она работает хорошо. Возможность ручной постобработки, позволяющей редактировать степень размытия фона, тоже радует. Но снимкам с эффектом боке свойственны недостатки камер, когда они проявляются (плохое освещение — много шумов).
Эффекты портретного режима заслуживают отдельного внимания. Их можно активировать как перед съёмкой (чтобы видеть будущий результат), так и после. На выбор доступны пять эффектов, три из которых существенно изменяют изображение, а два остальных — выполняют только цветокоррекцию человека. Качество эффектов зависит исключительно от того, насколько хорошо камера справилась с определением границ людей — в примере выше iPhone сделал идеальный снимок, благодаря чему эффекты выглядят максимально хорошо (кроссовки обрезались листьями).
Искусственный интеллект чудесно справляется не только с определением одного человека в кадре, но также с распознаванием двух и даже трёх людей (с большим количеством особей не тестировал, но наверняка алгоритмы не сдали бы позиции).
Функция портретной съёмки на фронтальную камеру не задействует вспомогательную матрицу, поскольку её попросту нет — отделение человека от фона лежит исключительно на «плечах» алгоритма. Благо, он демонстрирует хорошие результаты во всех случаях, даже при невероятно сложных сценариях съёмки — это видно на второй фотографии в галерее выше, когда позади волос расположены ветки такого же цвета (искусственный интеллект не обрезал часть волос слева — просто неудачная укладка